В производстве часто возникает необходимость анализа соотношения между запланированным и реализованным объемом продукции (работ, услуг). Отчет фактов плана в 1С представляет собой сравнение этих показателей за произвольные периоды времени в необходимых аналитических разделах. В отчете создается разница с заданным параметром процентного отклонения.
Чаще всего для анализов используются:
- статьи бюджета по расходам, доходам, движению денежной массы;
- управленческие материалы;
- участие в сегментах бизнеса и портфолио задач;
- учет договоров и заказов в мелкосерийном/индивидуальном производстве.
Суть план-факт анализа 1С – это инструмент бюджетирования бизнеса, который создает четкую картину работы и служит информационной основой для принятия оптимальных управленческих решений.
Распространенной ошибкой в ведении бизнеса является попытка создать систему бюджетирования без план-фактного анализа. А пока он тот, кто отвечает на вопросы:
- каковы причины невыполнения/перевыполнения плана;
- почему одни отделы работают лучше, а другие хуже, чем планировалось;
- как составить план на следующий год и определить возможные показатели – выше или ниже текущего.
Своевременный мониторинг фактических показателей позволяет постоянно обращать внимание на дела бизнеса, вовремя вмешиваться в критические моменты и менять ситуацию. Для проведения анализа необходимо построить систему учета и бюджетирования, по окончании отчетного периода выгрузку плановых и фактических показателей. Далее алгоритм действий следующий:
- По двум показателям оцениваются абсолютные/относительные отклонения.
- Для них назначается коридор с допустимыми значениями.
- Положительные и отрицательные ценности выделяются разными цветами, привлекая внимание к «выходу за пределы».
- Создается факторная модель, после чего показываются спецификации, по которым нужно разбираться пофакторно.
- Каждая проблемная статья расшифровывается аналитиками.
- Подробно формируется структура затрат на каждую единицу продукции.
- Анализируются статьи расходов, претерпевшие наибольшие изменения.
- На основании деталей делается комплексный вывод о причинах дисбаланса и становится ясно, что необходимо для выполнения задуманного.
В 1С План-факт состоит из деталей.
1с план-факт-анализ бюджета позволяет формировать бюджеты для компаний всех уровней и сфер деятельности, эффективно контролировать выполнение утвержденного финансового плана. Функционал системы позволяет автоматизировать финансовое планирование, контроль исполнения и проводить детальный анализ причин отклонений. В конечном итоге это облегчает работу компании и скорость принятия управленческих решений на любом этапе производства.
1С план-факт анализа продаж работает на основе выполненных планов продаж и информации о фактических продажах. Позволяет сравнивать планы по количеству, весу, количеству, в разрезе товаров, отделов и эффективности отдельных менеджеров. Может предоставлять анализ выполнения плана ежедневно, ежемесячно, в виде прогноза на будущее.
Начиная с версии EPR 2.4 появилась возможность устанавливать конкретные стандарты в отношении статей постоянных и переменных затрат. В 1С ЭПР план-факт анализ создает два отчета:
- плановая/фактическая себестоимость со всеми отклонениями и расходами по отдельным статьям;
- плановые/фактические затраты на перераспределение.
План-фактный анализ закупок необходим, когда необходимо сравнить плановые и фактические закупки в любом сочетании (количество, количество товара, стоимость, сроки). План-фактный анализ себестоимости, производимый 1С ERP, позволяет сопоставить плановую смету и данные, полученные при расчете себестоимости по факту расхода. В 1С:УПП через стандартный отчет можно определить общую сумму затрат за заданный период, либо доработав механизм отчетности вывести количество плановых и фактических единиц затрат.
Для любой конфигурации 1С, работающей с плановыми счетами, регистром бухгалтерского учета, каталогами организаций и статьями движения денежных средств, можно составить отчет БДДС по фактам внешнего плана. Приятной особенностью является возможность настройки отчета под нужды конкретной компании. В результате в едином документе демонстрируется использование различных параметрических отчетов, составляющих основу всех счетов предприятия.
Вместо сухих цифр мы получаем живой анализ, который позволяет менеджерам и топ-менеджерам понимать бюджет и принимать дальнейшие обоснованные решения.
